Семейства ароматов
ЦИТРУСОВЫЕ
Цитрусовые парфюмы на основе апельсина, лимона, бергамота или мандарина а также трав с похожим запахом (вербены или лимонника) в сочетании с фужерными пряными или цветочными нотами - одни из старейших и самых богатых по составу. Сравнительно новыми цитрусовыми нотами являются хассаку, помело, грейпфрут и юзу и ряд драгоценных смол.
Масло из цитрусов получают, в основном, путем холодной выжимки кожуры плодов. Но некоторые цитрусы, например, петигрейн обрабатывают горячей паровой дистилляцией не полностью зрелых плодов или побегов и листьев горького апельсина.
В композициях цитрусовые ноты чаще всего открывают аромат, придавая ему сочность и свежесть, легкость, воздушность и чистоту звучания, "подсвечивая" его и улучшая настроение своего владельца. В классических одеколонах обязательным элементом становится бергамот, наряду с другими цитрусовыми он разбавляет сладость или "густоту" цветочных нот.
ФРУКТЫ И ОВОЩИ. ОРЕХИ
Фруктовые и овощные ноты, также как и цитрусовые, объединены в отдельную группу. Заслуженно получив популярность в конце 19 века, фруктовые ноты сохраняют и увеличивают ее и в наши дни. Овощи применяют в парфюмерии значительно реже, в основном, для эскперимента. Так, нота огурца придает аромату свежесть, а семена моркови - пудровость.
Содержание ароматных веществ во фруктах и овощах невелико и их сложно выделить. Поэтому их аромат создают с помощью синтетических составляющих. Эффект таких нот в композиции бывает очень разным - от сладкого, освежающего и сочного, до таинственного, темного и густого (например, ноты сливы или вишни).
Если персик или слива уже давно входят в состав классических ароматов, то многие экзотические фрукты и ягоды (питахайя, тайберри, киви и пр.) и даже обычное, а тем более красное, яблоко стали применять в парфюмах сравнительно недавно.
Самой известной из ореховых нот можно назвать миндаль, но нельзя не упомянуть и ароматы арахиса, грецкого и лесного орехов, которые тоже синтезируют. Орех нередко служит хорошей связкой для перехода к земляным нотам, например, ветиверу в Hermessence Vetiver Tonka.
Наособицу стоит мускатный орех, (который, собственно, и не орех вовсе, а сердцевина плода мускатника), с его мускусным запахом. Его применяют в шлейфе парфюмов и в косметических средствах. Здесь же вспомним и про редко используемый экзотический земляной миндаль (чуфу), который тоже не относится к орехам. Он был известен в России с конца XVIII века как зимовник, но потом причислен к буржуазным изыскам и забыт на долгие десятилетия. Примером использования его в парфюмерии может служить парфюм Kyphi Olympic Orchids Artisan Perfumes, где нота земляного миндаля (Циперус) придаёт аромату бархатистую мягкость.
ЦВЕТЫ
Цветы – одна из самых очевидных «нотных групп» в парфюмерии. В этой группе великое множество оттенков и нюансов: банановый иланг-иланг, абрикосовый османтус пьянящий аромат розы, пудрово-миндальный гелиотроп с одной стороны шкалы запахов и камфорная, анималистическая нота свежей туберозы – с другой. Цитрусовые нюансы магнолии, карамельно-травная лаванда… К этим цветочным запахам тянутся не только пчелы, но и люди.
Цветочные ароматы - самые старые и самые частые составляющие парфюмерных композиций. Цветочные ароматы очень восприимчивы к своему окружению и могут звучать совершенно по-разному, в зависимости от этого. Они встречаются в любых видах парфюмов мужских, женских, детских и унисексах, в одеколонах, в восточных, шипровых и фужерных ароматах, спектр воздействия цветочных нот необычайно широк. Внося в аромат романтическое, женственное звучание, они, в частности, разбавляют тяжелые и густые ароматы восточных смол, хотя описать их вклад одним словом сложно. Натуральные цветочные эссенции и вытяжки обладают целебными свойствами и широко применяются в ароматерапии.
Одни цветочные ароматы (такие как, скажем, роза или жасмин) добывают путем разнообразной обработки цветов - экстракции или дистилляции, другие - туберозу, флердоранж, османтус, бессмертник, иланг-иланг выращивают для нужд парфюмерии в промышленных масштабах. А ароматы тех цветов, в которых количество ароматного масла невелико, а добывать его из них сложно и недешево, синтезируют, т.е. получают лабораторным способом. К таким цветам можно отнести гардению, гиацинт, фиалку, водяную лилию, фрезию, пион, ландыш, мимозу.
БЕЛОЦВЕТ
Хотя белые цветы или белоцвет – относятся к цветочным ароматам, ее имеет смысл выделить, учитывая значимость и популярность белоцвета в парфюмерии. К белоцвету мы относим апельсиновый цвет, жасмин, гардению, туберозу. Некоторые не белые в природе цветы, такие как франжипани (которые бывают желтыми, ярко-розовыми или кремовыми) или жимолость (она желтого цвета) мы относим к белоцвету по их "ароматному профилю": аромат белоцвета наркотический, сладкий, женственный, очень интенсивный, а иногда даже тяжелый, анималистический.
При этом мы исключили из этой группы ландыш, нарцисс и гиацинт. Хотя эти цветы и обладают сильным и пьянящим ароматом, но по составу ландыш близок розе, нарцисс - зеленым цветам, а гиацинт обладает зеленым и пряным характером.
ЗЕЛЕНЫЕ, ТРАВЯНИСТЫЕ, ФУЖЕРНЫЕ
К "зеленым" ароматам мы относим запах листьев и свежескошенной травы, а также ряда овощей, например, огурец. Сильным и резким зеленым ароматом обладает гальбанум, напоминая аромат сосновых игл, он вызывает ассоциации с влажным лесом. Гальбанум часто используется, в основном, в мужской парфюмерии.
Получаемый синтетическим путем аромат фиговых листьев вносит в парфюм зеленый древесный фруктовый пудровый оттенок. А запах листьев помидора несет бодрость.
Очень популярной нотой женских и мужских ароматов является лист фиалки. Это водяная, свежая, очень воздушная и при этом интенсивная нота, напоминающая запах огурца.
Чайная нота имеет столько же оттенков, сколько существует сортов чая - зеленый, древесный, черный, пудровый, копченый, и т.д.
Фужерные, т.е. папоротниковые ноты вошли в парфюмерию в 1882 году с открытием кумарина и созданием парфюма Fougère Royale Houbigant. Первоначально фужеры не относили к мужским ароматам, но сегодня фужерные парфюмы, в подавляющем большинстве своем мужские, хотя уже появились и женские, и унисекс. К фужерным нотам относят большую группу ингредиентов - и цветы (лаванда), и плоды кустарников (можжевельник), и разнообразные травы (артемизия, шалфей, розмарин). Их сочетание с другими компонентами придают парфюму эффект леса - таинственного влажного зеленого, иногда темного, иногда солнечного, поэтому их и назвали "папоротниковыми" нотами.
ПРЯНОСТИ
Пряности – очень частый элемент парфюмерной композиции, их аромат и вкус нередко схожи. Одни из них, - гвоздика, горчица, тмин, перец, лавровый лист, кориандр, корица, - давно уже присутствуют в нашем повседневном рационе. А более редкие, - шафран, имбирь, тамаринд, - уверенно завоевывают сердца жителей северных широт.
Специи или пряности бывают теплые (жгучие, к примеру, корица и пименто,) и холодные (имбирь, анис, черный перец), которые "обжигая", оставляют освежающее холодное послевкусие.
СЛАДКИЕ, ГУРМАНСКИЕ
Появившись в конце прошлого – начале текущего века в составе восточных ароматов, эта группа нот, благодаря своей популярности и новым находкам парфюмеров со временем выделилась в отдельную группу.
Первым гурманским ароматом, добившимся успеха породившим бесконечное количество подражаний, стал парфюм Angel от Thierry Mugler, 1992 г., в состав которого вошли сахарная вата, карамель, ваниль и шоколад. И теперь уже, с популярностью такого мужского аромата, как One Million, эти ноты активно присутствуют и в мужских парфюмах.
Гурманские ноты приносят в композицию эйфорию чувство комфорта, физического удовлетворения, иногда вполне откровенной игры, и в этом их вполне можно сравнивать с анималистичными нотами, ибо и те, и другие апеллируют к требующим удовлетворения физическим инстинктам.
ДЕРЕВЬЯ И МХИ
Древесные ноты - настоящее сокровище, в основном, они используются в шлейфах парфюмов, реже в сердечных нотах. Иногда, нечасто, такие ноты, например, бамбук или розовое дерево, встречаются и в начальных нотах композиций.
Древесные ноты бывают очень разными - "гладкими," теплыми, земляными, молочными, "шершавыми," пушистыми, металлическими и даже сладкими. Одни из них "незаметно" поддерживают ноты цветочных и даже самых легких цитрусовых композиций, другие, например, удовая древесина, (дерево агар), воздействуют на звучание всей мелодии аромата.
Очень широким спектром оттенков обладают ветивер и пачули. Ветивер - лист, а пачули - корень травянистого растения, но их обоих отнесли к деревьям. Благодарить за это нужно издаваемый ими несмотря на пряные, земляные и зеленые оттенки характерный древесный запах.
Мхи с их земляным, темным, зеленым лесным запахом тоже логично отнесли к древесным ароматам, дав им общее название «дубовый мох». Эта нота незаменима в шлейфе шипров и многих фужеров.
СМОЛЫ И БАЛЬЗАМЫ
Смолы и бальзамы - одни из самых древних парфюмерных ингредиентов, незаменимых в восточных ароматах. Их разделяют на мягкие бальзамные, пудровые ароматы, такие, как бальзам толу, бензоин, ваниль и перуанский бальзам. Своим сладковатым мягким и деликатным ароматом они становятся истинным украшением восточных цветочных композиций.
Ладаны и смолы обладают более густым и сильным запахом, к ним относят мирр опопанакс, олибанум, стиракс.
АНИМАЛИСТИЧЕСКИЕ НОТЫ. МУСКУС И АМБРА.
Анималистическими называют в парфюмерии натуральные и синтетические вещества, основной характеристикой которых является призыв к животной природе человека, через обоняние. В основном, мы имеем в виду сексуальный призыв, но иногда это может быть и такой, не менее мощный стимул как голод или аппетит. Его вызывают, например, запах грибов или копченых устриц.
Источниками кастореума, мускуса, циветты, серой амбры, бобровой струи и др. традиционно являются животные, которых безжалостно уничтожали, и, к сожалению, продолжают уничтожать браконьеры ради вырабатываемого их железами душистого полового секрета. Только серая амбра, которую киты сами выпускают в океан, добывается не жестоким путем, но из-за сокращения популяции китов серая амбра становится поистине драгоценным ингредиентом. Сюда же можно отнести пчелиный воск и мед. К счастью, мускус и другие анималистические ароматы уже умеют получать лабораторным путем, и уже есть множество синтетических мускусных, амбровых ароматов и их сочетаний (Galaxolide, Habanolide, Ethyl Brassylate, Allyl Amyl Glycolate и др.). Кроме того, сходным по своему воздействию запахом серой амбры или натурального мускуса обладает и целый ряд растений, таких как ангелика, лабданум, семена амбретты.
НАПИТКИ
Запах того или другого напитка нередко включают в состав парфюмерных композиций, обычно, для воспроизведения указанного напитка, например, водки, рома, , кока-колы, пина колады, шампанского. Чаще всего это синтетические ароматы.
НАТУРАЛЬНЫЕ И СИНТЕТИЧЕСКИЕ. РЕДКИЕ
В эту группу входят и редкие, и популярные ароматы, которые в силу особенности запаха, или его абстрактности невозможно отнести к другим группам. Кроме того, здесь нашли свое место и обобщенные характеристики запахов, такие как «земляной» или «пудровый».